04.11.2012 Александр Золотарев Всем известно, что большинство выпускников нашего факультета – успешные люди, работающие в сфере информационных технологий. Это обстоятельство привлекает на факультет лучших абитуриентов, которые впоследствии становятся высокооплачиваемыми специалистами. Некоторые из них основывают свои компании, как человек, о котором пойдет речь в этой статье.

Логотип MapsWithMe

Александр ЗолотаревАлександр Золотарев окончил БГУИР в 2004 году. Выпускник специальности «ВМСиС», он отлично разбирался в устройстве и функционировании сетей передачи данных, а также в проектировании сложных программно-аппаратных систем. Александр работал в шести белорусских компаниях до того, как основал собственную в 2010 году. В настоящий момент продукт, который разрабатывает компания, – «MapsWithMe», карты для путешественников, работающие без интернета на мобильных устройствах, – установлен на 600 тысячах Android- и iOS-устройств.

Первую свою команду я собрал ещё на пятом курсе, – делится опытом Александр. – Мы разрабатывали программу для общения через Интернет, что-то наподобие Skype. Через девять месяцев мы выпустили продукт; всё шло хорошо, но нас подвели менеджеры. Они ввели систему штрафов, которая демотивировала команду, после чего она распалась. Поэтому мой вам совет: грамотно выбирайте людей, с которыми вы будете работать. Для любого проекта, особенно для стартапа, самое важное – это команда.

Команда «MapsWithMe» состоит из семи человек. Кроме Александра, который руководит компанией, команду составляют три выпускника ФПМИ БГУ, сооснователи Сергей Речицкий, Виктор Говако и Юрий Мельничек, директор по маркетингу Алена Миранович (журфак БГУ), PR-менеджер Алеся Середа (филфак БГУ) и дизайнер Василий Черкасов (мехмат БГУ).

Я горжусь нашей командой, – отмечает Александр. – Изначально нас было четверо. Как инженеры, мы отлично покрывали техническую область проекта, но ни у кого из нас не было опыта в маркетинге: мы не знали, как лучше представить нашу программу пользователям. Алёна, наш директор по маркетингу, пришла к нам в начале года, и с того времени количество загрузок нашей программы резко возросло. Для успеха в бизнесе в команде нужны люди с опытом в разных областях.

«MapsWithMe» использует алгоритмы сжатия собственной разработки. Так, например, векторная карта всей Земли, со всеми домами, дорогами и т.д. занимает около 9 Гб. Карта Беларуси занимает 45 Мб. Однако такое сжатие не идет во вред производительности. Данные для карт берутся из «OpenStreetMap» – своеобразной Википедии в мире карт, куда любой пользователь может добавлять информацию о хорошо известных ему местах.

Александр Золотарев  Студенты вживую изучают приложение

В соответствии с текущей бизнес-моделью, выпускаются две версии программы: бесплатная и платная. В платной версии доступен расширенный функционал. На текущий момент – это оффлайновый поиск, закладки (под iOS), автоповорот карты (под Android). В дальнейшем, при значительном увеличении количества пользователей, планируется использовать другие бизнес модели.

Сначала мы вкладывали в проект собственные деньги, затем появились доходы от продаж, – рассказывает Александр. – Если бы у нас было больше опыта в бизнесе, мы бы нашли инвестора и начали бы зарабатывать намного раньше. Нашей ошибкой было то, что мы выпустили первую версию через год после начала разработки, хотя могли это сделать уже через полгода. Мой вам совет: выпускайте ПО как можно раньше! Таким образом, вы получите много интересных отзывов о своём продукте от целевой аудитории. Не нужно пытаться сделать «идеальную программу», вы можете потратить много времени на разработку и сделать совсем не то, чего хотят пользователи.

Проект «MapsWithMe» кроссплатформенный, ядро написано на C++. На данный момент выпущены версии для Android и iOS. Проект легко портируется на любую другую платформу, например, на Windows Phone 8.

Александр Золотарев  Александр Золотарев

В апреле текущего года Александр презентовал свой проект на конкурсе стартапов в Вильнюсе, где ему присудили первое место. Призом была поездка в Кремниевую долину в Калифорнии на стажировку в бизнес-акселераторе.

Не стесняйтесь делиться своими идеями и рассказывать о проекте, – говорит Александр. – Вполне возможно, что вам подскажут, как их лучше реализовать. Или вы встретите человека, желающего инвестировать ваш проект. На встречах, подобных этой, или встречах со стартаперами, которые часто проходили в Калифорнии, все делились опытом, предлагали интересные идеи и даже искали людей в команду. Подобные встречи организуются и в нашей стране, я советую вам посетить хотя бы одну из них.

В командной разработке важно поддерживать связь между членами команды. Желательно, чтобы каждый человек был в курсе того, чем занимается другой. На этот счет Александр даёт следующие советы:

Применяйте «Code Review». Тем самым вы повысите качество кода и снизите время разработки. Один программист вносит исправления в код, другой – смотрит и одобряет либо отвергает их. Таким образом, сразу несколько человек видят и знают, какие исправления были внесены в проект. Если один программист не пришел, его работу может сделать другой. И используйте юнит-тестирование. Это намного облегчит процесс отладки.

Встреча проходила в неформальной обстановке. Студенты задавали много вопросов, получали интересные ответы. Желающих послушать Александра было так много, что все места в аудитории были заняты. Сама встреча получилась очень интересной и богатой на полезную информацию. Мы обязательно снова пригласим Александра в следующем году.

Александр Золотарев  Все места в адуитории были заняты

Благодарим Вас за интерес к мероприятию и за то, что дочитали статью до конца.